Монография
 
 
 

Камерность и монументальность
«Это сильная муза, но молчаливая и скрытная»
Д. Дидро, из высказываний о скульптуре.

    Александр Ромашевский не только ведущий скульптор Брянска, но и один из самых заметных мастеров этого вида изобразительного творчества центрального региона России. Одинаково свободно он работает почти во всех видах и жанрах скульптуры. Ему в равной мере удаются портрет и фигурная композиция, рельеф и круглая пластика, незначительная сюжетная сценка и образ повышенной выразительности, решения станковой, монументальной и мемориальной направленности, историческая и современная тематика...

Для большинства произведений характерно сочетание конкретности и символики образов, что особенно заметно в его монументальных и монументально-мемориальных композициях, где автор решает не только скульптурные, но и архитектурные задачи. В традиционных сюжетах использует нетрадиционные формы подачи образного материала, аллегорию, метафору. В этом плане показательна скульптура для монументального комплекса, посвященного погибшим при освобождении Брянска (1989-1995). Главная фигура композиции - смертельно раненный солдат, в котором соединились боль, страдание и величавое спокойствие. Грандиозность и глубина замысла заставляли художника искать индивидуальный, запоминающийся изобразительный почерк. Он использовал здесь импрессионистические приемы, что определило композиции живость и динамику. С другой стороны, он принял за основу классически ясную, выверенную форму, соблюдение анатомических пропорций, натурные наблюдения. Именно такое совмещение в одном произведении двух разных начал и обусловило возникновение символического лейтмотива, проникновенности образного начала. Образ солдата перекликается с библейской сюжетикой, с иконографическим образом распятого Христа, чему отвечает и конфигурация самой стелы, выполненной в виде адаптированного креста. И такое решение вполне оправдано – их объединяет мотив жертвенности.

Много времени художник отдает монументальному оформлению города. Его памятные доски, выполненные в барельефе, писателю и философу В. Розанову, бывшему главе города Е. Евдокимову, архитектору Н. Лебедеву, генеральному директору БМЗ Г. Бурову отличаются точностью портретных характеристик и лаконичной выразительностью изобразительной стилистики. В 1997 году Ромашевский участвует в реконструкции скульптурных групп на фронтоне Брянского драматического театра, с чувством художественного такта сохраняя историзм и первоначальную идею их авторов.

Его работы хорошо известны жителям нашей области. Бюсты Героев Советского Союза аллей памяти в Карачеве и Сураже, бюст директора Брянского химического завода В. Мейпариани в Сельцо, бронзовая скульптура на мраморном постаменте основателя цементной промышленности на Брянщине Л.К.Шешминцева в Фокино и другие стали своеобразными визитными карточками крупных районных центров и малых городов Брянского края.

В 2006 году он исполняет сразу две монументальные композиции. Это памятник жертвам Чернобыльской катастрофы, поражающий трагичностью своего образного содержания: земной шар, как незаживающая рана, рассекает глубокая трещина. В нем художник удачно использовал цветовую подсветку, в ночное время издали привлекающую к себе внимание. И мемориальный памятник писателю, Лауреату Государственных премий П. Проскурину, где автор сумел органично совместить лирическое и драматическое начала. Обыгрывается вроде бы обычная житейская ситуация: человек на мгновение остановился, задумался, ушел в себя…Сиюминутное и вечное. Кажется, что скульптурное изображение сделано без усилий, почти незаметным прикосновением инструментов художника, но если учесть, что автор использовал для него гранит, материал трудный в обработке, и что над его созданием он трудился практически один, то это говорит о многом , прежде всего, о его профессионализме.

В 2011 году Ромашевский делает трехфигурную скульптурную композицию для памятника паровозной бригаде на железнодорожном вокзале «Брянск – 1» и снова демонстрирует индивидуальный подход и своеобразное решение. Бронзовые фигуры машинистов ставятся им не на пьедестал, а прямо на гравий перед старым паровозом и этим усиливаются жизненные реалии. Сами фигуры по высоте более двух метров, но они не кажутся большими, так как их обзор рассчитан с дальнего расстояния, из окон проходящих поездов.

И все-таки особенно заметной и впечатляющей стороной его творчества являются монументальные композиции историко-патриотической направленности, где затрагивается тема памяти Великой Отечественной войны. Такие работы красной линией проходят через все его творчество, им он отдал более 20 лет.

Последняя по времени из его монументальных композиций на тему Великой Отечественной войны – скульптурная группа для мемориального комплекса «Хацунь» (2011).В ней воплотилось все то лучшее, что было найдено им в предыдущих монументальных произведениях военной тематики, лучшие черты Ромашевского-скульптора, Ромашевского-монументалиста.
Мемориальный комплекс «Хацунь» - единственный памятник такого масштаба безвинно погибшим мирным жителям на территории Российской Федерации, а скульптурная композиция его неотъемлемый идейный, изобразительный и образно-художественный центр.

Во всей своей полноте образная основа монумента раскрывается с фронтальной точки зрения. Три фигуры: женщины, ребенка и старика. Кажется, что каждый из них сам по себе, у каждого свои чувства и мысли, но они связаны единым действием, последним мигом перед смертью. Они стоят на наклонном пьедестале, но не просто стоят, а соскальзывают вниз, в бездну смерти, навстречу выходящим из земли немецким штыкам, символизирующим темные силы.

Автор обладает способностью придать одному жесту или движению разную образную трактовку. Вот жест руки женщины – с одной стороны, она пытается защититься от пуль, с другой – это жест отчаяния и мольбы, обращения к Всевышнему за помощью.

Эмоциональным и образным центром композиции становится движение руки старика, который непроизвольно в последнее мгновение жизни старается защитить женщину и ребенка...

Мы приехали к мемориалу в воскресный день к вечеру, как раз к его закрытию. На автостоянке ожидали своих владельцев с десяток частных автомобилей. На территории комплекса между гранитными надгробиями и вертикалями «печных труб» темнели немногочисленные группки посетителей. Ранние зимние сумерки и начинавший идти снег «смазывали» их очертания и делали полуреальными. Угрюмо шумел лес, со всех сторон обступивший мемориал. А над всем этим тяжелой массой одновременно и нависал, и парил монумент с уже не совсем ясными в вечернем освещении силуэтами бронзовых фигур, навечно замерших в своем последнем порыве к жизни…

Такой короткий искусствоведческий обзор не может дать полного представления о творчестве Александра Ромашевского, поэтому, в первую очередь, мы старались показать масштабность его искусства, разносторонность дарования. Прощаясь с нами, он сказал: «Мне хочется надеяться, что я понимаю «душу» материала, с которым работаю…»

И думается, что он не ошибается.

В. Рысюков,
искусствовед, член Союза художников России,
Заслуженный работник культуры РФ.

На фотографии: А. Ромашевский в своей мастерской.

 

 

Сделать заказ
+7-960-547-44-30
E-mail:
romashevskiy@bk.ru

Изготовление на заказ памятников, монументов, мемориальных досок, парковой скульптуры, мемориальных памятников (надгробий), статуй и статуэток, бюстов, рельефов, геральдики из
бронзы, чугуна, листовой меди, гранита, мрамора, известняка, бетона, искусственного камня,
дерева. Реставрация и реконструкция скульптуры.

Сopyright © 1988-2009 Ромашевский А.А.
Все права защищены Законом Р.Ф. об авторских и смежных правах.
Цитирование опубликованных на сайте материалов разрешено в
любой форме, только при явном указании в ссылке адреса сайта.
Сайт создан Музалевским В.В.

  Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru